vodstroi.ru / Публикации в прессе / Газета «Правда» №2 12—15 января 2007


У пульта мелиорации

По объему речного стока Россия занимает второе место в мире после Бразилии. По объемам и темпам водохозяйственного строительства СССР занимал первое место в мире.

ВОДА — бесценный дар природы, один из немногих возобновляемых природных ресурсов. Вместе с тем это очень ранимая субстанция, остро реагирующая на недостаточное внимание, на нерачительное отношение. Особенно это ощущается в периоды засух и наводнений, всё чаще посещающих и нашу страну, и планету в целом.

Необходимость борьбы с засухами в степной зоне и с переувлажнением пашни в Нечерноземье всегда привязывала организацию водного дела к земледелию. В 1894 году было создано Министерство земледелия и государственных имуществ, почти одновременно при нем организовали Отдел земельных улучшений, управляющим был назначен выдающийся русский ученый, инженер-гидротехник генерал И.И.Жилинский, возглавлявший работу по целому ряду крупных водохозяйственных проблем Российской империи.

Сразу же после революции, в 1917 году, немедленно воссоздаётся Отдел земельных улучшений при Наркомземе. В 1921 году на базе большей части подразделений этого отдела организовано Управление водного хозяйства Наркомзема РСФСР (Главводхоз). Эта структура, подчиненная Наркомзему СССР, Минсельхозу СССР, под разными наименованиями просуществовала вплоть до 1963 года, когда был создан новый орган в составе правительства СССР — Государственный комитет по орошаемому земледелию и водному хозяйству СССР, преобразованный затем в Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР (Минводхоз СССР). 

И Госкомитет, и Минводхоз замысливались и функционировали как неотъемлемая часть агропромышленного комплекса страны.

Бурное развитие мелиорации и водного хозяйства в СССР в 60—80-е годы ХХ века вывело нашу страну на передовые рубежи в мировом водном сообществе. Масштабное ирригационное строительство обеспечило существенное смягчение влияния засух на сельхозпроизводство. Крупные шаги были сделаны в осушении традиционно страдающей от переувлажнения пашни Нечерноземной зоны России.

Вся эта работа опиралась на глубокие научные исследования. Одними из первых в мире мы перешли на бассейновый принцип управления водными ресурсами, научно обосновали и приступили к системе управления водой, которая только недавно стала внедряться в мире под названием “интегрированное управление”.

За последние 15 лет общий системный кризис в агропромышленном комплексе нанес сокрушительный удар по водохозяйственной отрасли. Об этом много сказано с трибун, написано в прессе. Российское земледелие теряет свой золотой фонд — орошаемые земли. В Нечерноземной зоне з`емли, на которые затрачены немалые средства, заболачиваются, зарастают мелколесьем. Средств, которые выделяются, не хватает не только на строительство, но и на эксплуатацию построенных систем. Нарастают проблемы состояния водных ресурсов. Растет загрязненность водных объектов, нет осмысленной программы борьбы за чистую воду, нет спроса с загрязнителей: ведь несколько пиар-акций по телевидению не могут заменить планомерной, систематической работы по наведению порядка на водных объектах.

Не обновляется нормативная база. Заброшена очень важная работа над составлением бассейновых схем комплексного использования и охраны водных ресурсов. Подлило масла в огонь скоропалительное принятие Федеральным собранием нового Водного кодекса. Не успели высохнуть чернила на этом законе, а Государственная дума уже обсуждает поправки к закону! Но ведь все специалисты, ученые, общественность во весь голос кричали о том, что этот документ порочен в своей основе, создает еще большую путаницу и смешение понятий в таком тонком, социально значимом вопросе, как водная проблематика. 

Многократно высказанные эти и другие аргументы и явились, по-видимому, причиной рассмотрения данных вопросов в правительстве. Поручение ему дано, но очень хочется, чтобы в очередной раз “гора не родила мышь”.

Какой нам представляется программа первоочередных мер?

Очень важно упорядочить систему управления водным хозяйством. Созданное недавно в ходе административной реформы Агентство водных ресурсов при Министерстве природных ресурсов необходимо полностью освободить от хозяйственных функций, строительства, содержания, ремонта гидросооружений, эксплуатации водохозяйственных систем. Задачами этого очень важного органа управления должны стать эффективный контроль за состоянием водных объектов, борьба с загрязнением рек и водоемов, внедрение интегрированного управления использованием водных ресурсов, разработка и установление режимов работы водохранилищ, вне зависимости от их ведомственной принадлежности.

Самая большая часть гидротехнических сооружений используется для нужд агропромышленного комплекса. Для квалифицированного управления этим хозяйством назрела необходимость на базе Департамента мелиорации Минсельхоза РФ создать при министерстве агентство мелиорации и сельскохозяйственного водоснабжения. 

В него следует передать те системы, водохранилища и сооружения, которые находятся на балансе Министерства природных ресурсов. При таком подходе будут два агентства: одно — использует водные ресурсы в интересах экономики и социального развития, другое — контролирует всё водопользование, располагая всеми полномочиями вплоть до применения санкций.

Крайне необходимо увеличить государственное финансирование на реконструкцию мелиоративных систем и их техническую эксплуатацию. Вместе с тем необходимо разработать и приступить к внедрению механизма привлечения частных инвестиций в мелиорацию и водное хозяйство. Это можно сделать, создав для инвесторов благоприятные привлекательные условия.

При любых решениях по совершенствованию системы управления водным хозяйством представляется невозможным сосредоточение всех функций в одном органе. Поэтому необходимо иметь при правительстве Российской Федерации специальную межведомственную комиссию.

Вопросов очень много. Однако на все можно найти ответы, если заняться делом и привлечь для этого специалистов, ученых и практиков.

Полад ПОЛАД-ЗАДЕ.
Председатель совета директоров
ОАО “Водстрой”.